Интервью

В этом году завершится первый этап реставрации интерьеров павильона №66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР»). Мы поговорили с автором проекта реставрации Татьяной Львовной Кац и узнали, как проходит реставрация павильона, с какими сложностями столкнулись специалисты во время работ и что уже успешно реализовано.

Расскажите о проектах, которыми занимались, и том, как попали на ВДНХ?

С 1993 года я работаю в институте «Спецпроектреставрация». Занималась как гражданскими, так и культовыми объектами в Москве, Вологде, Великом Устюге, в том числе зданием Киевского вокзала. В 2016–2017 году были выполнены проектные работы по реставрации интерьеров павильона №66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») на ВДНХ, сейчас институт ведет авторский надзор за производством работ.

В чем особенность павильона «Советская культура»?

Павильон состоит из пяти залов, окружающих ротонду с фонтаном, объединенных, в свою очередь, анфиладой в единое выставочное пространство. Утраченные в 60-е годах колоннады, расчленяющие симметричные, вытянутые в длину боковые залы, перекликались с колоннами ротонды. Мотивы национального декора карниза и колонн фасада повторяются в интерьере центрального зала, в середине которого располагается стеклянный купол, украшенный орнаментированными металлическими решетками. Легкость и прозрачность потолка поддерживается витражными плафонами в кессонах. В процессе производства работ по расчистке оказалось, что стекла были подкрашены голубым цветом, что создавало иллюзию яркого узбекского неба внутри.

Было ли что-то, с чем вы впервые столкнулись именно на ВДНХ?

В каждом из павильонов ВДНХ, при общем решении их в традициях советской архитектуры того времени, присутствуют характерные элементы национальных стилей. В павильоне Узбекской ССР есть очень интересный элемент — ажурная решетка на стене в центральном зале. Снаружи она состоит из полихромных изразцов, внутри гипсовая, в стиле резьбы по ганчу, между ними прозрачное стекло. Это дает рассеянный свет и наполняет павильон восточной атмосферой. Решетка сложена из кирпича, который образовывает шестигранные окошки со стеклами, и с двух сторон запечатана ажурным декором. Этот элемент стал особенно сложным для реставрации: некоторые стекла ранее были закрашены или разбиты. Их невозможно заменить без разборки декора. Единственное решение, которое можно предпринять, — одновременно вести реставрацию как на фасаде, так и в интерьере, по мере необходимости демонтировать и вновь устанавливать на место после реставрации элементы декора.

На каком этапе сейчас находятся работы?

Уже отреставрированы резные двери и люстры, расчищена с восполнением утрат и покрашена практически вся лепнина. Также в основном воссозданы пилястры, утраченные еще в середине 60-х годов прошлого века, когда павильон был переименован в «Культуру». Предстоят работы по напольному покрытию — наборному паркету — и большой объем работ по инженерным сетям.

Поделитесь эмоциями от работы с объектами ВДНХ.

ВДНХ — это очень интересное место, где представлено многообразие павильонов — памятников советской архитектуры, выполненных в формах неоклассицизма с гармоничным внедрением декоративных мотивов и художественных приемов тех республик, которые они представляли изначально. Эти объекты уникальны и сочетают в себе национальный колорит и классические традиции. Поэтому с ними так интересно работать.